Одним из важнейших макроэкономических показателей, влияющих на состояние внутренней и внешней торговли, на тарифы, темп инфляции, динамику цен, структуру и динамику производства, на занятость является валютный курс. В его формировании важную роль играет ЦБР, занимающий особое место на валютном рынке России.
Введенный с июля 1992 г. единый официальный курс рубля к доллару стал применяться во внутренних расчетах, во внешнеэкономических сделках, для установления размера налогообложения и бухучета валютных средств на балансах юридических лиц.
Однако в дальнейшем в условиях ухудшения экономического и валютно-финансового положения России, высоких темпов инфляции, бегства за границу капитала и т. д. курс рубля стал падать и только за I полугодие 1994 г. он снизился почти на 25 %. Уже в I полугодии 1995 г. ЦБР несколько раз менял свою курсовую политику, которая привела к росту денежной массы, поддержанию высоких инфляционных ожиданий и темпов роста инфляции.
Проводимая ЦБР политика по повышению курса рубля в апреле-мае 1995 г. вызвала существенное снижение склонности населения к сбережениям в валюте в ущерб рублевым сбережениям. Часть средств в рублях, полученных от продажи валютных сбережений, из-за отсутствия надежных сфер их приложения оказывалась на потребительском рынке, создавая потребительский бум.
Для обеспечения стабилизации валютного рынка России в начале июля 1995 г. было объявлено о новой политике в сфере обменного курса рубля. С 6 июля по 1 октября установились пределы изменения текущего курса рубля на валютном рынке от 4,3 до 4,9 тыс. руб. за 1 доллар США. Таким образом, ЦБР гарантировал относительную стабильность курса национальной денежной единицы, но только на небольшой период времени. Еще до введения «валютного коридора» Минэкономики, Минфин и ЦБР предварительно провели работу по определению положения платежного баланса и инфляции. Вход страны в «валютный коридор» был достаточно подготовлен. Выполнялся жесткий бюджет, были накоплены сравнительно большие валютные резервы, снизился спрос на валюту со стороны банков в связи с введением в мае ужесточенного порядка обязательного резервирования. Правительство и ЦБР основной упор сделали на развитие рынка государственных ценных бумаг.
Введение «валютного коридора» предварительно согласовали с международными валютно-финансовыми организациями.
Пределы изменения курса национальной денежной единицы должны поддерживаться не административными запретами, а проведением необходимой финансовой, денежно-кредитной и валютной политики. В частности, для обеспечения стабильности валютного курса предполагалось активно использовать денежно-кредитные инструменты – процентную ставку и операции на открытом рынке. Регулирование обменного курса рубля в указанных границах должно было производиться в основном рыночными методами.
Однако введение «валютного коридора» не означало перехода к политике фиксированного курса, и было направлено на большую определенность и предсказуемость проводимой ЦБР валютной политики. Достичь этого в прежних условиях оказалось невозможно. Накопив значительные валютные резервы, ЦБР, как он считал, мог эффективнее влиять на динамику обменного курса, что, однако, зависело от последовательности проведения экономической и финансовой политики.
Установление границ изменения курса рубля на биржевом валютном рынке еще не означало принятия решения о его фиксации, что и подтвердил сам ЦБР. Фиксированный валютный курс вводится, чтобы сбить высокие инфляционные ожидания, уменьшить скорость денежного обращения. Он устанавливается на определенном уровне и поддерживается в течение длительного периода времени. Это позволяет участникам рынка прогнозировать в средне-долгосрочном плане свою экономическую деятельность.