Спрос и предложения являются подлинными регуляторами рыночных отношений. Если иногда, в силу каких-либо особых обстоятельств, и возникает необходимость вмешательства иного характера, то в конечном итоге оно может привести к расстройству рыночного механизма. Равновесие, а значит стабильность цен, устанавливается только со временем, да и в этом случае возможны колебания вокруг средних величин. Поэтому закон спроса и предложения имеет статистический характер.
Нередко спрашивают, почему в этом законе учитываются только две переменные величины? Ведь на спрос влияют разные факторы и обстоятельства, вплоть до моды, а предложение существенно зависит от издержек производства. Не следует ли поэтому наряду с издержками учитывать предложение как другой фактор? Подобного рода заявления на первый взгляд кажутся обоснованными, но если бы мы попытались включить различные факторы, влияющие на спрос и предложение, то получили бы весьма сложную и запутанную картину, в которой трудно выделить главное. Все дело, однако, в том, что категории спроса и предложения включают все известные и даже неизвестные нам факторы. Мы можем их анализировать, оценивать их влияние, но это уже дело дальнейшего исследования. Что касается спроса и предложения, то они могут быть зафиксированы точным образом с помощью денежной меры. Все субъективные желания, склонности и ожидания в процессе спроса получают точную меру, тем самым объективизируются и приобретают характер экономических отношений между покупателем и продавцом. Однако это не означает, что все не поддающиеся выражению в деньгах, не имеет значения для человека и общества в целом. То, что невыразимо в деньгах и не имеет цены, не имеет отношения и к закону спроса и предложения.
Другой вопрос касается влияния таких факторов, как издержки, которые безусловно выразимы в деньгах и имеют прямое отношение к предложению товаров. Фактически они всегда подразумеваются при назначении цены, поэтому автоматически учитываются в категории предложения. Тем не менее спрос зависит не только от издержек и предложения вообще.
Как и всякий общественный закон, закон спроса и предложения проходит через сознание людей, по крайней мере его требования всегда ощущаются на рынке. Но это отнюдь не превращает его в некое субъективное желание и предписание, что становится очевидным, если попытаться действовать против требований закона, скажем, при установившемся равновесии цен продавать товар выше или ниже стабильной рыночной цены. В первом случае продавец останется со своим товаром, во втором – разорится. Таким образом, люди могут не знать закона, но жизнь заставляет их выполнять его требования. Задача теории – открыть этот закон, выявить все его требования, с тем, чтобы помочь разумно, целенаправленно руководить экономикой, в частности рыночной.
В нашей литературе много писалось о стихии ранка, его разрушительном характере, возникновении конфликтов между спросом и предложением, ведущих к спадам производства, его депрессии и к кризисам. Спрашивается, могут ли люди при соответствующих условиях оказывать воздействие на закон, использовать его в своих интересах? В ответ часто говорят, что законы действуют с железной необходимостью, из чего делается вывод о бессилии людей и фатальном исходе событий.
Но характер проявления закона спроса и предложения можно изменить, воздействую на его факторы, например, уменьшив предложение и подняв цены на монопольном рынке, что, как мы видели, приведет к расстройству рынка и отрицательно скажется на благосостоянии покупателей. Наоборот, обеспечив свободу конкуренции, можно обеспечить достижение равновесной цены. Именно в этой роли и выступает государства, вводя налоги и принимая специальные юридические законы, препятствующие или, по крайней мере, заметно сдерживающие конкуренцию на рынке.
Таким образом, хотя люди не могут непосредственно отменить, ликвидировать или запретить закон спроса и предложения, они могут влиять на характер его проявления. Однако как бы ни менялся этот характер, сам закон остается незыблемым. Он является фундаментальным законом, который определяет и координирует экономические отношения между продавцом и покупателем на рынке.