Общественные, коллективные потребности охватывают различные по объему группы людей, начиная, например, от муниципалитета и кончая населением страны. В самом деле, если заботы о водопроводе, местных дорогах выражают общие интересы граждан некоторого района или муниципалитета, а более общие интересы по налаживанию и управлению хозяйственной жизнью и национальной культуры касаются всех граждан той ил иной республики, то интересы обороны страны, правопорядка, внешней политики одинаково важны для всех граждан государства.
Такого рода общественные интересы в западной экономической литературе называют даже общественным товаром (по некоторой аналогии с обычным товаром), который удовлетворяет потребность не индивидуальную, частную, а коллективную, общественную. В условиях свободной рыночной экономики представление таких общественных товаров становится функцией государства и затраты на них ложатся на государственный, республиканский и местные бюджеты. В этих целях осуществляется налоговая политика, которая должна быть в равной степени обременительной и для миллионера и для людей со скромным доходом. Иными словами, такая политика должна учитывать доходы людей и соответственно этому распределять налог. В западной литературе часто пишут, что налогообложение должно опираться на критерий Викселля, то 6есть чтобы его тяжесть в равной мере ощущалась людьми с разными доходами. Размер налога определяется по шкале, на которой большему доходу соответствует и больший налог, то есть налогообложение является прогрессивным по отношению к доходу.
В-третьих, государство выполняет функцию обеспечения необходимым количеством денег, которые служат средством обмена и должны быть ограждены от подделок. Но это, хотя и важная, но чисто техническая сторона деятельности государства.
Что касается установления в законодательном порядке максимальных или фиксированных цен, то в странах с рыночной экономикой к ним прибегают вследствие возникновения особых трудностей, например, во время войны, в период спада и депрессий, когда сокращается выпуск продукции, в частности, товаров народного потребления. Так, даже в Соединенных Штатах в период второй мировой войны была установлена максимальная цена на предметы первой необходимости, не говоря уже о карточной системе в других воевавших странах. Да и сейчас на квартирную плату и некоторые коммунальные услуги существуют максимальные, а иногда и фиксированные цены.
Как влияет установление максимальных цен на спрос и предложение? Очевидно, что в этом случае ограничение цены приведет к нарушению нормального механизма формирования рыночной цены. Если закон запрещает продавать товар по цене максимальной, то в результате сократится его предложение, но спрос при этом не только не уменьшается, но даже возрастает, что неминуемо приведет к очередям, спекуляции и в конечном итоге – к возникновению черного рынка. Вспомним, хотя бы, к чему привело ограничение цен на мясо у нас, на колхозных рынках. Никакие запреты не помогли возникновению черного рынка. А когда фиксированная цена устанавливается в государственной торговле, то при недостатке предложения сразу возникает спекуляция, не говоря уже об очередях. А ведь наше хозяйство нельзя назвать рыночным. В рыночном хозяйстве всякие ограничения цен приводят к тому, что спрос и предложение не уравновешивают друг друга: между ними возникает разрыв вследствие недостатка предложения. В таком случае остается единственный выход: ввести рационирование продуктов или карточную систему их распределения, причем число карточек должно соответствовать количеству имеющихся запасов продуктов.