Меню навигации

Структура бизнес-плана. Резюме: краткое содержание бизнес-плана.

Цель данного раздела – дать сжатый, короткий обзор делового предложения,

способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему

рассмотрению плана. Нередко именно эта информация используется при

предоставлении заявки в банк или фонд на дополнительное или начальное

финансирование.

Объем данного раздела не должен превышать четырех машинописных

страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту – предельная простота и

лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

В этом разделе должно быть четко определено, какая возможность

открывается для бизнеса, в чем ее привлекательность, кто будет во главе нового

бизнеса, каковы его (их) достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы

ее перспективы и т.д.

В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам

фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: «Что они получат при

успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?».

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана,

когда достигнута полная ясность по всем другим разделам.

Ориентировочно можно выделить следующие позиции данной части плана:

? Цели в бизнесе. В этом пункте описывается бизнес, которым собирается

заниматься предприниматель. Обязательно указывается, каким образом продукт

или услуга будут способствовать удовлетворению потребностей клиентов. Дается

краткая информация о технологии, торговых секретах или уникальных

характеристиках, которые позволят достичь лидерства в выбранной области

деятельности. Желательно в описании бизнеса уложиться в 25 или менее слов.

? Возможности бизнеса и стратегия их реализации. Здесь необходимо

коротко описать, какие возможности для бизнеса существуют, каким образом их

можно использовать. Здесь также описывается планируемая стратегия выхода на

рынок.

Эта информация может быть представлена в виде перечня ключевых

факторов, условий, слабых мест в действиях конкурентов (таких, как инертность,

плохой сервис и т.п.), тенденций в развитии отрасли и других доводов в пользу

имеющихся возможностей для налаживания бизнеса.

Кроме того в этом пункте отмечаются перспективы бизнеса, варианты выхода

на другие сегменты рынка, включая международный.

? Намечаемые рынки сбыта и прогноз. Коротко описывается рынок сбыта.

Конкретно определяются основные потребители. Требуется указать, как товары

или услуги будут представлены («поданы») и как бизнесмен планирует дойти до

потребителя. В данный пункт включается информация о структуре рынка,

размерах и темпах роста рыночных сегментов или ниш, в которые

предприниматель намерен войти. Оцениваются продажи в штуках и долларах

(рублях). Оценивается также предполагаемая доля рынка; период окупаемости

затрат на приобретение товаров и услуг; ценовая стратегия (включая объяснение,

на что будет делаться упор – доступную цену, высокое качество, уникальную

продукцию)?

? Конкурентные преимущества. Здесь показывается, насколько значительнее

конкурентное преимущество, которое имеет фирма или может создать в

результате новаторского продукта, услуги и стратегии лидерства во времени

поставки, слабости конкурентов и других условий данной отрасли.

? Прогнозируемые финансовые результаты. В этом пункте обобщается

экономическая и финансовая стороны деятельности фирмы (валовая и чистая

прибыль, долгосрочность прибыльности бизнеса, устойчивость потока наличных

средств, ожидаемая рентабельность и т.п.). Обязательно включается краткое

описание методов анализа наиболее весомых факторов и цикла оборота

наличности.

? Компетенция и профессионализм управленческой команды фирмы.

Здесь характеризуется компетенция и профессионализм будущего руководителя

фирмы и всех членов его команды, отмечается опыт в руководстве

предприятиями и управлении людьми.

? Требуемая сумма инвестиций. Указывается долларовая (рублевая) оценка

необходимого финансирования для фирмы; каким образом капитал будет

потрачен; в какой форме партнер (кредитор) получит желаемую отдачу от

вложенных средств.