Меню навигации

ВЗГЛЯД НАЗАД: БИЗНЕС-ПЛАН КАК МЕРИЛО ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его в соответствие с меняющимися условиями создает воз­можность его использования для второй главной цели - в качестве мерила для оценки aфактических результатов дея­тельности компании.

Прошлогодний бизнес-план может показать компании, какая из стратегий оказалась эффективной, а какая нет, и насколько действенным был тот или иной способ его осу­ществления.

Простота плана является благом в тон мере, в какой она облегчает его реализацию. Однако часто то, что выглядело просто на бумаге, когда готовился предыдущий бизнес-план, оказывается сложным при практическом воплощении. Изу­чение фактических результатов работы в сравнении с бизнес-планом может выявить сильные и слабые стороны органи­зации (иногда это относится к исполнителям), которые отделяют намеченные планы от того, что получилось на деле.

Финансовый раздел предыдущего бизнес-плана может ис­пользоваться как средство объективного слежения за ходом бизнеса. Финансовые наметки, сделанные при составлении плана, превратились в основу бюджета, при котором компа­ния пыталась работать. Отклонения от расчетов выявляют области, где либо суждения о необходимых ресурсах были ошибочными, либо контроль в период выполнения плана был недостаточным. Помимо управления бизнес-план ис­пользуется как средство для мониторинга. И кредиторы, и инвесторы заметят расхождения между планом н фактичес­кими результатами работы компании. Они заинтересуются причинами этих отклонений. Самым дружелюбным обра­зом они спросят об этом в ходе встречи, которая будет про­водиться для выработки следующего бизнес-плана. Или же поставят вопрос о нарушении предпринимателем соглаше­ния о кредите или инвестициях и предложат ему упаковать свои чемоданы и сдать ключи от персональной туалетной комнаты.

Это — один из аргументов против чрезмерных приукра­шивании в рассылаемом тексте плана. Профессионалы — консультанты, бухгалтеры и юристы, работающие с пред­принимателями над составлением бизнес-плана и обеспечи­вающие привлечение капитала, часто советуют своим кли­ентам делать реалистические наметки. Предпринимателю незачем стремиться быть сверхчеловеком и рисковать сры­вом плана, когда при несколько более скромных претензиях можно принять такие ориентиры, которые могут быть легко достигнуты и даже превзойдены, что порадует кредиторов и обеспечит инвесторам нормальный уровень прибыли.