«Federal Express», один из прародителей современной культуры венчурного капитала и все еще остающийся одним из крупнейших венчурных инвесторов – его инвестиции превышают 70 млн. долларов – тем не менее составляет ежегодный бизнес-план. Бизнес-план для уже сформировавшегося бизнеса выполняет ряд функций. В первую очередь – это способ достижения консенсуса и согласованности в компании. В то время, как обычно в начинающих компаниях составлением бизнес-планов занимаются один-два человека, в зрелой компании – особенно в крупной – несколько человек.
К тому времени, когда бизнес-план пройдет через ряд обсуждений и модификаций и приобретет свой окончательный вид, почти все те, кто был причастен к работе над ним, будут смотреть на компанию с позиций этого плана.
От руководителей уже существующих небольших фирм часто приходится слышать жалобы на то, что из-за обилия забот, связанных с повседневным управлением, остается слишком мало времени для планирования. Это обстоятельство достойно сожаления, ибо постоянная работа по составлению планов для малой компании является еще более важной, нежели для крупной.
Во многих отношениях, бизнес-план для любой компании становится первым опытом стратегического планирования. И в противоположность тому, что думает множество людей, стратегическое планирование не только может проводиться в рамках малой компании, но и имеет для нее жизненно важное значение, поскольку такая часто не имеет ресурсов , которые позволили бы ей выправить положение в случае допущения каких-либо ошибок.
Одновременно бизнес-план является руководством для исполнения. Он может использоваться для проверки идей, для управления компанией и как инструмент прогнозирования результатов деятельности. План можно уточнять по мере проведения этих идей в жизнь, когда выявится, насколько точными оказались его расчетные показатели. Таким образом, появляется система раннего оповещения, позволяющая своевременно принимать меры для решения возникающих проблем.
При разработке бизнес-плана сформировавшейся фирмы имеют преимущество по сравнению с начинающими компаниями. Цифры, которые они используют для расчетов, имеют под собой надежное обоснование в виде результатов их деятельности. И замыслы, которые они намечают на будущее, уходят корнями в их прошлую стратегию, вбирая в себя то, в чем компания добилась успехов, или то, чему она научилась на своих ошибках.