Проверка высказанной в правительственной программе о наличии положительной связи между уровнем реального валютного курса и такими показателями, как бюджетные доходы, отток капитала, прямые иностранные инвестиции, импорт машин и оборудования из дальнего зарубежья, кредиты банковской системы частному сектору и т.д., показала, что в подавляющем большинстве случаев такая связь отсутствует.
Ни одна из закономерностей, о которых было заявлено в правительственной программе, не находит подтверждения в действительности. Получается, что как минимум четыре положения, на основе которых сформулированы ключевые положения правительственной программы экономической политики, а именно - характер воздействия уровня реального курса на темпы экономического роста, на структуру экономики, на объем инвестиций, на величину импорт машин и оборудования - не только не подтверждаются фактическими данными, но и опровергаются ими. Такая ситуация требует принципиальной корректировки правительственной программы.
То о чём выше шла речь позволяет сформулировать следующее:
1. Поддержанию (ускорению) экономического роста способствует удержание реального валютного курса в пределах полосы значений, соответствующих уровню экономического развития страны.
2. Минимизация отклонения реального валютного курса от предсказанных значений способствует уменьшению общего уровня национальных издержек и более эффективному размещению экономических ресурсов. Благодаря этому обеспечивается максимизация темпов роста производства, оптимизация объемов инвестиций (в том числе иностранных), экспорта и импорта. В результате складываются благоприятные условия для оптимизации структурной перестройки российской экономики (ее направлений, масштабов, темпов). Завышенный реальный валютный курс не только препятствует экономическому росту, но и способствует деградации существующей отраслевой структуры.
3. В поддержании оптимального уровня реального курса рубля заинтересовано максимальное количество экономических субъектов - экспортеры, импортеры, население и государство.
4. Нынешний реальный курс рубля завышен и дальнейший его рост без обеспечения соответствующего повышения производительности труда в нынешней ситуации контрпродуктивен.
5. Для удержания реального курса рубля в пределах полосы предсказанных значений возможно использование различных инструментов экономической политики, нацеленных на последовательное снижение национального уровня издержек. Среди них - снижение налогового бремени, сокращение государственных расходов, отказ от внешних и внутренних заимствований, жесткий контроль за тарифами и издержками естественных монополий, сокращение масштабов государственного регулирования, включая валютное дерегулирование, снижение импортных пошлин, прекращение установления минимума оплаты труда.