Уровень реального валютного курса оказывает значимое влияние на темпы роста российской экономики и ее структуры в контексте новейшей российской экономической истории.
С момента либерализации цен в январе 1992 г. примерно два с половиной года ушли на адаптацию российской промышленности к работе в новых условиях. За это время было прекращено производство значительной части промышленной продукции, не востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Сокращение объема промышленной продукции к июлю 1994 г. на 44% по сравнению с декабрем 1991 г. было крайне болезненным, но, очевидно, неизбежным. К середине 1994 г. процесс ликвидации неэффективного производственного потенциала был в основном завершен. Российская экономика вышла на уровень относительных цен, характерный для стран соответствующего уровня экономического развития.
Практически сразу же началось увеличение производства в промышленности годовыми темпами роста, близкими к 7%. При продолжении такой политики в 1995-1998 гг. кумулятивный рост промышленного производства за четыре года составил бы примерно 30% к уровню 1994 г.
Принципиальное изменение характера экономической политики, осуществленное в начале 1995 г. под руководством бывшего первого вице-премьера российского правительства А. Чубайса, направленное на существенное повышение реального курса рубля, и закрепление его завышенного уровня в июле 1995 г. в рамках "валютного коридора" прервали начавшийся рост. В условиях искусственного завышения реального курса рубля, поддерживавшегося, с одной стороны, высокими тарифами "естественных монополий", а с другой - массированными государственными внешними заимствованиями, возобновился экономический спад, длившийся с незначительными паузами еще почти четыре года - вплоть до сентября 1998 г. За это время российская промышленность потеряла еще примерно 10% от объемов производства 1991 г., или около 20% от объемов производства 1994 г За эти четыре года произошло сокращение производства ВВП в постоянных ценах 1993 г. примерно на 80 млрд. долл. при одновременном увеличении государственного внешнего долга на 53 млрд. долл. Дополнительные четыре года социально-экономического кризиса - такой оказалась цена, уплаченная российским обществом за проведение ошибочной экономической политики.
Крушение "валютного коридора" в августе 1998 г. позволило реальному курсу рубля вернуться к своим "естественным" значениям. Экономика немедленно отреагировала на это возобновлением роста. В течение почти двух с половиной лет темпы прироста промышленного производства в годовом измерении превышали 10%. Дальнейшее повышение реального курса рубля, последовавшее в марте-декабре 2001 г., снизило годовые темпы прироста промышленного производства в два с половиной раза - с 10,2 до 3,9%, а в некоторых отраслях сделало их отрицательными. Незначительное повышение темпов прироста производства было отмечено лишь в электроэнергетике и топливной промышленности.
Наличие четко выраженных периодов устойчивого экономического роста в России при фактических значениях реального валютного курса, близких к его предсказанным значениям, позволяет провести расчет гипотетического сценария возможного развития экономики страны в 1995-2001 гг. В качестве важнейшего элемента такой гипотетической экономической политики стало бы удержание реального курса рубля в пределах полосы его предсказанных значений. Темпы роста промышленности в целом и ее отдельных отраслей соответствовали бы средним темпам их фактического роста в те периоды 1994-2001 г., когда значения реального валютного курса не выходили бы за границы полосы предсказанных значений.
В том случае, если власти не проводили бы политику искусственного завышения реального курса рубля, экономический рост, очевидно, не был бы прерван в начале 1995 г. Тогда среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1995-2001 гг. составили бы около 10% по сравнению с фактическими 0,6%, абсолютный объем промышленного производства по итогам 2001 г. вплотную приблизился бы к уровню 1990 г
Хотя одним из важнейших элементов такой политики являлось бы удержание реального курса рубля от его поспешного увеличения, тем не менее к 2001 г. его значение было бы уже на 12% выше, чем фактически достигнутое в этом году. Дело в том, что за это время ВВП на душу населения возрос бы на 47%, что обеспечило бы соответствующее повышение предсказанного уровня реального курса примерно на 25%. Кроме того, размеры государственного долга России были бы меньше как минимум на 53 млрд. долл.