Процесс миграции в последнее время приводит к резкому сокращению активной части населения в малых и средних городах из-за оттока данной категории в большие города. Например, существенную роль в экономическом росте Москвы сыграл процесс иммиграции наиболее активных кадров. Причём это относится ко многим направлениям общественной жизни. Первая волна миграции – слой наиболее талантливых и активных людей, которые “рекрутировали” партийные, хозяйственные и научные организации еще в советское время. Вторая волна была представлена довольно мощным слоем активного провинциального населения, приехавшего “завоёвывать” Москву на “тропе” бизнеса.
Вполне вероятно, что при проведении структурной перестройки предприятий страна столкнется с вопросом, на решение которого потребуется не один год. Речь идёт о банкротстве предприятий, не способных выпускать нужную продукцию, и о реструктуризации тех, которые могут внести вклад в подъём экономики.
В ближайшее время возникает проблема именно реструктуризации предприятий, а значит, потребуются новые кадры не только тех или иных профессий, но и подготовленные с точки зрения рыночного поведения. Таких кадров очень мало, поскольку города продолжают воспроизводить социально – психологическую структуру кадров. Миграция новых кадров, в которых города и предприятия испытывают потребность, - в настоящее время одна из основных проблем.
Новые аспекты миграции рабочей силы нуждаются в неотложной проработке вопросов её направленности и регулирования, подкрепления материально – технической базы и стимулированием. Пока работа в этой области носит стихийный характер и идёт вслед за миграционными потоками, возникающими по разным причинам, в том числе в результате в результате вооружённых конфликтов и вынужденного переселения жителей.
Всё это приводит к выводу, что оценки состояния кадрового ресурса России должны учитываться при разработке программ и планов экономического развития. Для достижения экономического роста, если понимать под ним не восстановление в разных отраслях объёмов производства образца 90-го года, а реструктуризацию промышленности, нужна новая кадровая политика.
В России власти всегда относились довольно равнодушно к кадрам, считая, что, если надо, они всегда найдут других. В настоящее время состояние кадрового потенциала населения остаётся пока жёстким ограничением в проведении радикальных реформ. Реализовать очередные программы экономического развития страна практически не сможет без формирования нового кадрового потенциала.