И причины таких предпочтений российских потребителей отечественной продукции хорошо известны. Это низкий жизненный уровень населения (равно как и низкая доходность многих российских предприятий), неспособного приобретать хотя и качественные, но тем не менее дорогие по уровню нынешних доходов зарубежные автомобили.
Можно привести другие примеры конкурентоспособных отечественных изделий. Это большая часть продукции пищевой промышленности, которая сегодня явно выигрывают конкуренцию с импортируемыми продуктами питания иностранного производства. Или, например, отечественные аккумуляторы. Многие из них как по качественным, так и по эксплуатационным характеристикам не уступают продукции ведущих мировых производителей и во многом превосходят многочисленные наводнившие российский рынок аналогичные изделия (и подделки) из развивающихся стран. Однако в силу слабой маркетинговой политики по продвижению российских товаров предпочтения часто отдаются низкокачественным изделиям "квази"-известных марок из развивающихся стран .
Все эти примеры можно долго продолжать. Их цель не в том, чтобы продемонстрировать преимущества ряда отечественных товаров - в смысле "покупайте российское" (и низкое качество многих российских товаров, и высокие тарифные барьеры, которыми страна отгораживается от остального мира, оплачивать в конце концов придется российским потребителям).
Они важны прежде всего для осознания и выстраивания целевых ориентиров среднесрочной и долгосрочной политики повышения конкурентоспособности национальной экономики, с одной стороны, и формирования адекватной этим целям таможенно-тарифной политики в контексте предстоящего присоединения к ВТО, - с другой.
Не менее важны они и для понимания проблемы - с кем и каким образом российские производители собираются конкурировать на внутреннем и внешних рынках сбыта. Одно дело - конкурировать (и занимать свои соответствующие рыночные ниши) с технологичной продукцией из развивающихся стран (в т. ч. из стран с "дешевыми" ресурсами труда и капитала). Для этого нужна своя тактика и стратегические целевые ориентиры (скажем, активное задействование российскими производителями своих национальных традиций и предпочтений, что уже давно "эксплуатирует" успешно работающий иностранный капитал в России, например, в пищевой промышленности и др.). Совсем другое дело - конкуренция с производителями индустриально развитых стран - задача гораздо более серьезная и требующая значительных усилий не только от российского бизнеса, но и государства.
Если рассматривать проблему в этой плоскости, то перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики не выглядят совсем уж утопичными. Абсурдной выглядит задача "фронтального" повышения конкурентоспособности всей российской экономики по широкому кругу отраслей и производств. Также нереально ставить перед собой амбициозные цели войти в узкую когорту стран - лидеров с высоко конкурентоспособным производством. Но для России вполне по силам занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка продукции высокой переработки.
Именно с этих позиций следует рассматривать перспективы международной специализации национального производства, а также выживаемости российской экономики в контексте дальнейшей интеграции в систему мирохозяйственных связей. В свою очередь - с "высвобождением" ныне имеющегося потенциала роста конкурентоспособности отечественных производств, с устранением имеющихся здесь барьеров в первую очередь должны связываться ключевые ориентиры промышленной политики России, равно как и экономической стратегии повышения конкурентоспособности страны