Можно согласиться с тем, что формирование доходов дорожного фонда за счет налогов от выручки, никак не связанной с эксплуатацией дорог, экономически не было обосновано и являлось чрезмерной нагрузкой на экономику. По сути, это означало высший приоритет дорожного хозяйства над иными секторами экономики, что вряд ли оправдано в условиях системного кризиса.
В то же время формирование целевых фондов за счет привязки их к отчислениям от некоторых доходов – это вполне здоровый механизм создание заинтересованности органов управления[15] в повышении эффективности своей работы (например налоговых служб). Вызывает сомнения недостаточно мотивированный жесткий отказ от всех бюджетных фондов. Тем более что создаются все же иные скрытые бюджетные фонды (например, 3 таких фонда как фонд регионального развития, фонд компенсаций, фонд развития региональных финансов).
Б) Предполагается, что неналоговые доходы в реальном исчислении упадут в 2001 году на 14% по сравнению с утвержденным бюджетом 2000г. Но в то же время эти доходы должны вырасти (тоже с поправкой на инфляцию) по сравнению с фактически складывающимися исполнением 2000г. на 13% (то есть для 2001 г., выбрано некое среднее между планом и фактом 2000г.).
В) Налоговый маневр 2001г. значителен. По наиболее крупным налогам эти изменения проекта-2001 по сравнению 2000г. выглядят так:
Таблица 2
Изменения налогового дохода проекта-2001 по сравнению 2000г.
[16]
№ |
Налоговый источник (2001г) |
К бюджету-2000 |
Доля в бюджете-2001г | |
Закон |
Прогноз исполнения | |||
1 |
НДС на производимые товары |
191,3% |
128,4% |
32,38% |
2 |
акцизы на производимые товары |
137,3% |
131,3% |
15,43% |
3 |
на прибыль (доход) предприятий |
215,7% |
100,1% |
13,25% |
4 |
вывозные пошлины (на ВЭД) |
131,1% |
86,6% |
10,74% |
5 |
НДС на ввозимые товары |
103,2% |
122,1% |
10,24% |
6 |
ввозные пошлины (на ВЭД) |
58,1% |
86,6% |
4,92% |
7 |
за пользование природными ресурсами |
289,7% |
189,5% |
3,12% |
8 |
на доходы физических лиц |
110,2% |
104,0% |
2,55% |
9 |
акцизы на ввозимые товары |
87,3% |
96,9% |
0,32% |
92,95% |