Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
Основные причины бюджетного кризиса заключаются в значительном снижении доли доходов бюджета из-за сокращения валового внутреннего продукта и сохранения неэффективной структуры расходов бюджета, их частого нецелевого использования, промедления с давно назревшими реформами сфер бюджетного финансирования.
Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:
• увеличение его доходной базы;
• реструктуризация расходной части бюджета;
• упорядочение бюджетных процедур.
Несколько слов о тексте и структуре закона о федеральном бюджете 2001г. Проект закона о бюджете 2001г. ясно показывает основную проблему бюджетной реформы, связанной с принятием Бюджетного кодекса. Суть ее в том, что Кодекс не установил ясного описания объекта “бюджет”, не сформулированы и требования к содержанию закона о бюджете. В результате, текст закона состоит из сумм утверждаемых расходов и учтенных доходов (приводимых в тексте закона и приложениях к нему в соответствии со структурой названной бюджетной классификации), а также из набора недостаточно взаимоувязанных текстовых статей, содержащих самые разнообразные нормы, выходящие за пределы темы закона.
Наиболее существенным недостатком такой хаотической организации является то, что значительная часть бюджетных расходов и доходов оказывается выведенной за пределы законодательного регулирования и даже вообще за пределы бюджетного учета. Например, таковы неясные суммы (десятки миллиардов рублей) “передаваемые в собственность” и/или “в управление”. Такова и не контролируемая на регулярной основе кредиторская задолженность в пользу федерального бюджета (по выданным внутренним кредитам, что не учитывается в составе бюджетной классификации и создает условия для бюджетных потерь).
Желательно прояснение этих важных деталей в Бюджетном кодексе.
Впервые за более чем десятилетие, в 2001 году, предлагается бездефицитный бюджет: расходы равны доходам. Бездефицитность, то есть экономическая сбалансированность бюджета, - в принципе важный позитивный сигнал агентам рынка в стране и за рубежом, повышающий доверие к экономической и финансовой политике государства, снижающий[9] кредитные риски.
По проекту доходы и расходы федерального бюджета составят 1 трлн. 193,483 млрд. рублей. Налицо рост бюджета в реальном выражении (то есть даже с поправкой на инфляцию[10]) на 12%. Доля бюджета в ВВП растет[11] с 14,24% до 15,40%, то есть вес бюджета в ВВП увеличивается на 8%. Этим бюджет-2001 укрепляет финансовую роль государства.
В то же время бюджетный маневр выглядит довольно осторожным: доходы по проекту-2001 всего на 3% больше, чем ожидаемое исполнение доходов в 2000г., скорректированное на инфляцию. Это можно объяснить двумя соображениями:
- очень сильное изменение общей структуры доходов (большее, чем структуры расходов) вызывает у Правительства желание “подстраховаться” на случай возможных сбоев;
- кроме того, при распоряжении дополнительными доходами, не учтенными в законе о бюджете, Правительство обладает гораздо большей самостоятельностью, что также делает его заинтересованным в как можно более скромной предварительной оценке бюджетных поступлений.
Однако столь осторожная оценка государственных доходов и, следовательно, расходов, обязательно вызовет требование увеличить размер бюджета. В свою очередь увеличение налоговой нагрузки создаст риск снижения темпов роста ВВП, что может поставить под угрозу начавшееся оживление в народном хозяйстве.