Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. В России многими воспринято как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX в.до крайних форм. Системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало и в XIX в., и до него. В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и , в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.[7]
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические
функции. К ним относятся:
· создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
· антимонопольное регулирование;
· проведение политики макроэкономической стабилизации;
· воздействие на размещение ресурсов;
· деятельность в сфере распределения доходов.
Такая классификация удобна для анализа, хотя и достаточно условна. В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
Государственное регулирование экономики: основные инструменты.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство.
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.
Косвенное вмешательство.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
· стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)
· равновесия между сбережениями и инвестициями;
· обе 0спечение полной занятости;
· стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
· воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
· поддержку устойчивого экономического роста;
· перераспределение доходов
и некоторые другие цели.