3)Социологический подход говорит о превращении различных людей по достижению массовых скоплений в публику, а далее в толпу, поведения которой программируется с помощью СМИ (важная часть которых – реклама) и других способов воздействия. Также социологи вводят понятие доверия, как фактора массового инвестиционного поведения. "Значительное влияние на формирование доверия оказывают коллективные представления, которые формируются, с одной стороны, в публичном круге общения, связанном со средствами массовой информации и коммуникации, а с другой – в приватной сфере, в которой высока значимость личного опыта и мнения друзей и знакомых. В соответствии с тем, каким образом представляется компания и ситуация в целом, возникает система индикаторов риска и благополучия, а также определяется круг информационных источников, заслуживающих доверия, и выстраивается стратегия действий" 1Высокое доверие к АО "МММ" обеспечивалось масштабной рекламой компанией, недоверием к государственным финансовым институтам (Сбербанку) и государству вообще вследствие обесценения сбережений и высокой инфляции начала 90-х годов, а также недавним появлением в России частных финансовых институтов, таких как акционерные общества и частные коммерческие банки, вследствие чего населения не имело опыта вложения денег в эти финансовые институты. Доверие к Компании Южных морей обеспечивала ее поддержка в СМИ, а также протекция парламента, в частности Роберта Харли, лидера тори (консерваторов). Высокое доверие к Миссисипской компании складывалось под воздействием ореола, возникшего вокруг Джона Ло, создателя компании, сумевшего за короткое время поднять экономику страны путем эмиссии бумажных денег. Также ореолом славы обладал Фердинанд Лессепс, создатель Панамской компании, до этого успешно построивший на деньги акционеров открытый в 1869 г. Суэцкий канал. Наконец, ГКО и ОФЗ обладали доверием как государственные ценные бумаги.
При возникновении финансовых пирамид второй группы важную роль помимо перечисленных играет еще один фактор – истощение денежных ресурсов компании (или государства как в случае с ГКО в России).Всеобщая компания Панамского межокеанского канала была вынуждена производить эмиссию своих акций и выплачивать дивиденды акционерам с прибыли от выпущенных акций (то есть производить выплаты дивидендов по принципу пирамидальных выплат), потому что у компании заканчивались деньги, а строительства канала, неверно спроектированное по денежным и временным затратам, не приносило ей прибыли. Фердинанд Лессепс, глава Панамской компании, построил на деньги акционеров Суэцкий канал, который принес ему славу. При этом дивиденды акционерам Суэцкой компании выплачивались вовсе не по пирамидальному принципу.Система ГКО в России также стала пирамидой из-за недостатка бюджетных ресурсов при неблагоприятных экономических обстоятельствах (падение цен на нефть, мировой финансовый кризис, начавшийся с азиатских стран). Вследствие данных обстоятельств правительство не смогло погасить обязательства из имеющихся бюджетных денег и прибегнуло к выпуску новых обязательств. В результате этих действий выросла пирамида. Следует также отметить, что в каждом конкретном случае, то или иное условие может сыграть главную роль в возникновении финансовой пирамиды. Кроме того, каждая ситуация обладает своими особенностями, чье влияние может существенно сказаться на образовании определенных финансовых институтов, в том числе финансовых пирамид. Например, россияне 1994-1995 гг. делали сбережения, чтобы уберечь деньги от обесценивания. Поэтому люди вкладывали деньги в инвестиционные институты с высокой доходностью, которыми объявлялись финансовые пирамиды.
Далее будут рассмотрены периоды, на которые делятся финансовые пирамиды в течение своего существования. Периоды эти будут разобраны отдельно для пирамид первой группы и второй группы, так как их периодизация несколько отличается.
Пирамиды первой группы.
Прежде всего, финансовая пирамида иногда может быть разделена на несколько более маленьких пирамид. Так, период существования АО "МММ" "разделен на четыре основных этапа – первая пирамида, вторая пирамида, третья пирамида и доигровки1 2. При этом каждый этап большой пирамиды (АО "МММ") – маленькая пирамида – схож с другим этапом. Различаются эти этапы в основном только по длительности. Развитие финансовой пирамиды первой группы можно разделить на 4 основных периода: а) Период первый включает в себя возникновение компании и рост ее акций на рынке до максимальной их стоимости. Его можно назвать периодом строительства пирамиды. Он является самым длинным периодом ее жизни, периодом ее "благополучия".Например, для первой пирамиды АО "МММ" этот период длился с февраля 1994 г. по середину июля того же года. Для Компании Южных морей он длился с 1711 г. до лета 1720 г. Миссисипская компания проживала период строительства с августа 1717 г. по конец 1719 г. включительно. б)Период второй представляет собой момент максимальной стоимости акций компании. Это "вершина пирамиды". Он, в отличие от периода строительства, длится недолго. АО "МММ" переживала этот период около двух-трех недель в июле 1994 г. Компания Южных морей – примерно два месяца летом 1720 г. Миссисипская компания – с декабря 1719 г. по январь 1720 г., включительно. в) Период третий – крах финансовой пирамиды. В этот, как правило, недолгий период курс акций компании обрушивается до изначальной, а иногда и более маленькой, стоимости. Первая пирамида АО "МММ" прошла этот период с 26 июля 1994 г. по 29 июля 1994 г. Крах Компании Южных морей произошел в августе-сентябре 1720 г., а крах Миссисипской компании – в период с февраля по ноябрь 1720 г. г)Период четвертый – постпирамидальный период. В этот период пострадавшие акционеры устраивают собрания и митинги с требованиями возмещения понесенного ущерба и наказания виновных (правления компании-пирамиды), правительство проводит аресты, различные проверки и часто конфискацию имущества компании с целью нахождения виновных и возвращения пропавших деньг. Иногда за этим следует выплата компенсации акционерам. Для первой пирамиды АО "МММ" это период с конца июля, когда начинаются первые митинги, до середины октября. Для Компании Южных морей это несколько месяцев после сентября 1720 г. Для Миссисипской компании – ноябрь-декабрь 1720 г.