"На 1.10.94 в Государственный реестр внесено 15204 предприятия с иностранными инвестициями. Доля иностранных инвесторов в уставном капитале указанных предприятий составляет свыше $ 1,5 млрд. Наибольший интерес иностранных инвесторов за 9 месяцев 1994 года вызвали предприятия, находящиеся в Архангельской, Московской, Тюменской и Иркутской областях и в г. Москве.
В отраслевом разрезе наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в третьем квартале 1994 года явились (в $ млн.):
Топливная промышленность |
350,9 |
Строительство |
22,8 |
Торговля и общественное питание |
12,7 |
Другие промышленные производства |
9,9 |
Черная металлургия |
7,6 |
Транспорт и связь |
6,9 |
Пищевая промышленность |
5,2 |
Деревообрабатыв. промышленность |
4,7 |
Услуги |
4,0 |
Наука и научное обслуживание |
4,0 * |
*
Данные приведены из "Отчета об основных итогах чековой приватизации" ГКИ
Вот те небольшие итоги первого этапа приватизации и разгосударствления в России, как показывает нам "Отчет об основных итогах чековой приватизации", представленный Госкомимуществом РФ.
6 февраля 1995 года Президентом Российской Федерации был издан Указ "О втором этапе приватизации в г. Москве". С этим Указом возникает начало действия нового этапа в приватизационной компании (в частности, на примере Москвы) - этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки). Появился также документ, заложивший мощный юридический фундамент "особого пути" российской столицы в приватизации. Московская городская дума 18 января приняла "Основные положения приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы".
Эти документы должны оказать существенно влияние на ход дальнейших экономических событий - и сами по себе, и как прецедент.
Из Указа можно выделить следующее. Во-первых то, что Московское правительство получило право определять при продаже по конкурсу или на аукционе начальную цену государственных предприятий или акций АООТ, созданных в процессе приватизации путем преобразования этих предприятий, по данным баланса за квартал, предшествующий дате подаче документов на приватизацию, то есть с учетом двух переоценок основных фондов. Определенная таким образом стартовая цена может оказаться выше сложившихся рыночных цена на аналогичные объекты. Это действие необходимо потому, что бюллетень Российского федерального фонда имущества в последние месяцы был полон сообщениями о несостоявшихся инвестиционных торгах из-за отсутствия инвесторов. Средства, полученные от продажи предприятия в части, обещанной федеральными актами самому предприятию (51%), будут направляться на реорганизацию и санацию других предприятий Москвы. Однако, скажем тут же то, что это равносильно перечислению всех средств от приватизации в бюджет с последующим их перераспределением между предприятиями по желанию хозяев бюджета. Что при этом будут чувствовать сами предприятия, которые так могут вообще ничего не получить от свой приватизации, угадать нетрудно. Директора еще не приватизированных предприятий лишаются всех стимулов к приватизации: деньги идут не на предприятие, а в московский бюджет, акций своего предприятия на накупишь - слишком высоки стартовые цены .
Пункт 3 Указа связан с больной для московского правительства темой - земельные участки под приватизированными предприятиями. "Приватизация недвижимого имущества порождает право собственника этого имущества на получение в долгосрочную аренду (49 лет) соответствующего земельного участка". Этот пункт порождает, пожалуй, наибольшие опасения: не означает ли он, что никаких прав на территорию у собственника предприятия не будет.