В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ такого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки малого предпринимательства метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области малого предпринимательства должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае – к сфере малого предпринимательства.
В настоящее время программно-целевой метод практического осуществления мер государственной поддержки малого предпринимательства представлен федеральной программой, а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним данным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, осуществляются разработки аналогичных программ на местном уровне. Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки малого предпринимательства (например, установленные законом налоговые и иные льготы для малого предпринимательства действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.
В принципе, основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки малого предпринимательства. Таковые должны содержать:
· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на соответствующем программе уровне;
приоритетные виды и перспективные направления деятельности малого предпринимательства;
предложения по изменению действующих установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
· меры по обеспечению передачи субъектам малого бизнеса незавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий;
· меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.
Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результате, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содержании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства пока не существует. Формальным является и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне.
Основные разработчики – Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.