Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:
ü Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;
ü Рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;
ü Рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
ü рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. Это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т-Д-Т-Д и т.д. до бесконечности;
ü рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
ü при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
ü в основе действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
ü рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;
ü рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
ü рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
ü рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
ü рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;
ü рынок формирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
ü рынок предполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.
II.
Функции рынка и его структура.