Асимметричность информации присутствует также
на многих других рынках.
Приведем здесь лишь несколько примеров: розничные магазины (устранит ли такой магазин дефект товара или вам разрешат его вернуть? Магазин лучше вас знает свою линию поведения); торговцы редкими марками, монетами, книгами и картинами (подлинные или фальшивые эти предметы? Торговец знает гораздо больше вас об их подлинности); кровельщики, водопроводчики, электрики (неужели вы полезете на крышу, когда кровельщик ремонтирует или обновляет ее, чтобы проверить качество его работы?); рестораны (часто ли вы заходите там на кухню - чтобы проверить свежесть используемых шеф-поваром продуктов и соблюдение им законов об охране здоровья?).
Во всех этих случаях продавец знает намного больше о качестве товара,
чем
покупатель. И пока продавцы не смогут предоставить информацию о качестве покупателям, низкокачественные товары и услуги будут вытеснять высококачественные и рынок будет несостоятельным. Поэтому продавцы последних
весьма
заинтересованы в том, чтобы убедить потребителей, что их качество на самом деле высоко. В приведенных выше примерах это достигается в основном за счет репутации. Вы делаете покупки именно в этом магазине, потому что он известен хорошим обслуживанием клиентов; вы нанимаете именно этого кровельщика и водопроводчика, поскольку они имеют репутацию хороших работников; вы идете именно в этот ресторан, так как он славится свежестью используемых продуктов и еще никто из ваших знакомых не заболел после его посещения.
Иногда бизнесмены не в состоянии создать репутацию. Например, большая часть клиентов закусочной или мотеля, находящегося у скоростного шоссе, заходят туда всего один раз или изредка, во время путешествия, так что этот бизнес
не имеет возможности создать себе репутацию. Как в таком случае закусочным и мотелям решить проблему "лимонов"? Один из путей ее решения — стандартизация. Живя в своем родном городе, вы, возможно, не захотите питаться в "Макдональдсе". Однако проезжая по скоростной трассе и решив позавтракать, вы выберете именно "Макдональдс". Дело в том, что "Макдональдс" предлагает стандартизированный продукт; в любом ''Макдональдсе" по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.
ПРИМЕР 1. Проблема «лимонов» в высшей бейсбольной лиге
Как обнаружить наличие рынка "лимонов"?
Один путь — это сравнить перепродаваемые товары с подобными товарами, которые редко выставляются на продажу. На рынке "лимонов" покупатели подержанных продуктов имеют ограниченную информацию, и перепродаваемые товары должны быть более низкого качества, чем товары, редко появляющиеся на этом рынке. Один
из таких рынков подержанных товаров возник в последние годы благодаря изменению системы контрактов в высшей бейсбольной лиге.
В период 1976 г. команды высшей лиги имели исключительное право возобновлять контракты со своими игроками. После 1976 г. эта система была объявлена незаконной и заменена новым контрактным соглашением. Теперь после шести лет участия в высшей лиге игроки могли заключить новый контракт со своей прежней командой или. став свободными. — с новыми командами. Наличие таких свободных участников приводит к возникновению рынка "подержанных" бейсболистов.