Актуальность темы исследования связана с необходимостью определения целей и условий реализации антикризисной стратегии формирования новой российской рыночной модели экономики.
Объектом исследования послужили учебные, теоретические материалы и источники, правительственные документы и программы по формированию российской модели рыночной экономики.
Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1990 - 2015 гг.
Степень научной разработанности проблемы.
Несмотря на наличие значительного количества теоретического материала включающего в себя изучение категорий и законов микроэкономики с учетом тех специфических форм, которые возникают на этапе трансформации плановой экономики в рыночную, за последние десятилетия проблема перехода к рыночной модели экономики остаётся актуальной.
В книге «Теория переходной экономики» под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко речь идет о той переходной экономике, которая существует сегодня в постсоциалистических странах, и прежде всего в России. По убеждению большинства экономистов и политиков, мы находимся сегодня в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы еще предстоит пройти долгий путь, и мы прошли пока лишь небольшую его часть.
Книга «Теория переходной экономики» под ред. канд. экон. наук Е.В. Красниковой посвящена изложению макроэкономических проблем переходной экономики. Рассматриваются вопросы этапов реформирования плановой экономики, становления новых форм собственности и преобразования социальной структуры общества; дается структурный анализ макроэкономических показателей, исследуются различные модели макроэкономической стабилизации, раскрываются причины экономического кризиса; рассматриваются факторы, способные обеспечить опережающее развитие российской экономики.
Современная российская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер - от централизованно планируемой к рыночной. Наверное, точнее было бы сказать, что это экономика, переходная от плановой, функционирующей на основе принципов перераспределения ресурсов государством, - к рыночной, основанной на принципах самоокупаемости всех субъектов. Значительная протяженность территории, ее недостаточная хозяйственная освоенность за пределами европейской части страны, расположенность основных природных ресурсов в удаленных необжитых районах обусловили довольно высокие издержки их освоения. Тот факт, что основные земельные ресурсы России расположены в зонах континентального климата, в относительно высоких широтах делает наше сельское хозяйство менее продуктивным, чем в других крупных сельскохозяйственных центрах мира. Это также требует больших государственных дотаций, чем, скажем, в США или в Западной Европе.
Наконец, почти полностью самодостаточную обрабатывающую промышленность, ориентированную в первую очередь на расширение производства средств производства и вооружений, можно было создать лишь путем постоянного перераспределения ресурсов в пользу весьма энерго- и материалоемких отраслей тяжелой и военной промышленности, что также снижало общую эффективность экономики.
В настоящее время Центр России остается донором по отношению ко многим регионам РФ (из 89 субъектов Федерации положительное сальдо межрегионального движения ресурсов имеют лишь 15).
Единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза в таких условиях мог сложиться лишь благодаря широкому межрегиональному перераспределению экономических ресурсов при максимально высоком уровне политической и экономической централизации.
Следует отметить, что при плане нет рынка в смысле экономического пространства. Мы разделяем мнение тех экономистов, которые считают, что советской экономике была присуща специфическая форма рынка с особыми условиями реализации продукта. Общесоюзный национальный рынок существовал. Однако продукт на этом рынке реализовывался по преимуществу не как товар, подлежащий купле-продаже, а в процессе централизованного распределения. Вероятно, будет точнее говорить о едином советском национальном экономическом пространстве, а не о едином советском национальном рынке. Тем не менее накануне реформ такой рынок был, а условия его функционирования диктовались властями и отражали централизованные плановые цели. Реализация продукции имела рыночный характер лишь при смене форм собственности на продукт государственной на личную или колхозно-кооперативную, национальной на иностранную.
Эффективная реализация экономической политики в России в условиях проводимых реформ определяется рядом обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них:
полная открытость национальных рынков для иностранных воздействий;
потеря рычагов управления отраслями;
разрушение национального научного и промышленного потенциала.
Кардинальные преобразования отраслевой структуры российского производства начались в 1991-1992 годах. Россия перешла от «структурной спячки» конца 80-х годов в состояние «структурной ломки» в 1991-1992 гг. и медленно вернулась в исходное положение. К 1997 г. наметилась слишком явная структурная стабилизация, которая очень напоминает очередной структурный застой.
Это означает, что экономисты-аналитики и управленцы начинают иметь дело все-таки с более или менее стационарной системой. Это позволит реанимировать традиционный аппарат экономической науки и актуализировать весь арсенал отработанных в мировой практике методов государственного регулирования рыночной экономики.
- Кризис советской модели экономики
- Этапы и пути формирования
- Итоги трансформации экономики
- Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии