Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Этот термин родился в конце 80-х годов, когда нашей стране требовалась смена экономических постулатов и принципов. В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России закончился, экономисты и государственные деятели подводят итоги. Часть, из них характеризуя приватизацию, говорят о сплошных ошибках недочетах. Так, по словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина «приватизация в России прошла не по правилам. 90% российских предприятий приватизированы с нарушениями законодательства, однако пересмотр итогов приватизации подорвет российскую экономику». По его мнению, приватизация была проведена поспешно, по политическим причинам, чтобы создать так называемый "средний класс". В то время многих законодательных актов попросту не существовало. Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы. Тем не менее, и российские участники этой разработки, и западные советники, прежде всего А. Шлейфер и Р. Вишни, отказались признать ошибочность своего приватизационного плана, явившегося следствием непонимания ими того, что Россия представляет собой особый мир. Усугубляя ошибку, авторы книги “Приватизируя Россию” настаивают на том, что процесс приватизации не состоялся бы, “…если бы не было принято, что основополагающие экономические принципы в России будут работать так же, как и во всем мире. Говоря о провале приватизации, иностранные специалисты, в числе которых Алан Гринспен, глава Федеральной резервной системы США подчеркивают, что плохо сформированная рыночная инфраструктура и была результатом отрицательных итогов приватизации.
Однако не все авторы говорят о недостатках приватизации. Так специалисты Институту экономики переходного периода Гайдая отмечают, что «Приватизация является логическим исходным пунктом для анализа трансформации отношений собственности в переходной экономике в целом и сопоставления российских регионов. Безусловным аргументом в пользу данного методологического подхода является тот факт, что именно массовая приватизация в России способствовала как появлению корпоративного сектора (развитию национальной модели корпоративного контроля и управления), так и дала первичной толчок развитию рынка корпоративных ценных бумаг. При этом необходимо рассматривать приватизационный процесс в широком смысле - т.е. не только как технические процедуры продажи (передачи) активов из государственного сектора в частный, но как более фундаментальный процесс становления частной собственности и формирования институциональных предпосылок для дальнейшего формирования рыночной среды на общероссийском и региональном уровнях».
Поэтому, на наш взгляд, прежде чем говорить о достоинствах приватизационного процесса в России нужно рассмотреть черты Российского приватизационного процесса, его развитие и содержание за период с 1989 по 2000 год. В условиях завершения перехода к рыночным отношениям в переходной экономике России и сложившейся в данный момент становления экономической и политической стабилизации, отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в дальнейшем экономическом развитии нашей страны. Акционерные общества с момента их появления в Российской Федерации пережили бурный рост и по сей день их количество увеличивается: акционерные общества создаются вновь, реорганизуются, создаются путем разгосударствления. И этот процесс обусловлен, прежде всего, тем, что вложения средств в предпринимательскую деятельность, в общем, и в акционирование в частности, с целью получения дохода, стало в силу ряда причин весьма привлекательна для юридических и физических лиц.
- Значение приватизации.
- Понятие акционерной формы организации предприятия.
- Возникновение приватизационного процесса.
- Процесс приватизации и акционирования в России.
- Общие итоги и перспективы приватизации.