В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
“теневая” экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
“теневая” экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно . очевидна необходимость их анализа.
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим “послесловием” к глубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики, происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие “теневой” экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием.
В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы, выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневых отношений.
Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому есть немало примеров.
Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).
Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях:
· 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;
· 60-70-е – с “частником”;
· 80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”;
· 90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”.
Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением.
Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.
Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующего в интересах семьи.
Доходы, которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны:
31,8 млрд. руб.
в 1975 г., 52,5 млрд. руб.
в 1980; 74,3 млрд. руб.
в 1985, 55,3 млрд. руб.
в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8%
; 17,9%
; 21,1%
; 25,4%
.
Анализ уровня развития “теневой” экономики в России
- Причины развития “теневой” экономики
- Формы “теневой” деятельности
- Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России
- Условия формирования “теневой” экономики
- Формирование “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере
- Рынок ценных бумаг
- Пенсионное обеспечение
- Основные причины ухода предприятий в теневую экономику
- Факторы увеличения объема “теневой” экономики
- Негативные последствия экономики переходного периода
- Стабилизирующее влияние “теневой” экономики
- Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики
- Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации?
- Структура “теневой” экономики
- Понятие отмывания денег, полученных преступным путем
- Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем
- Операции, подобные отмыванию денег
- Теневая экономика и налоговая преступность
- Неучтенные операции
- Сокрытие части оборота
- Псевдооперации
- Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики
- Проблемы ослабления “теневой” экономики
- Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики