Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий. Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Место и роль малого бизнеса в современной рыночной экономике», которую я считаю наиболее актуальной на сегодняшний день.
Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России, а также государственное регулирование малого предпринимательства.
В первой главе дается понятие малому предпринимательству, и описываются основные организационно-правовые формы предприятий.
Во второй главе описываются преимущества и недостатки малого предпринимательства, а также взаимодействие мелкого и крупного бизнеса
В третьей главе описываются возможные меры государственной поддержки малому предпринимательству, государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Возможные решения данных проблем намечены в заключении.
- Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.
- Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
- Государственная поддержка малого бизнеса.